Самый любимый тоннель фотографов Севастополя и Крыма. Тоннель под железнодорожной насыпью находится в селе Дальнее, недалеко от Севастополя. Царский тоннель, которому 150 лет, расположен под на маршруте Большой Севастопольской Тропы.
Как добраться
Тоннель находится в поселке Дальнее, поворот недалеко от развязки Севастополь -Любимовка — Верхнесадовое в Крыму. Свернуть следует на указатель «Дальнее», сначала вы проедете новый храм св. Елисаветы и Варвары.
Тоннель 1875 года постройки расположен в самом селе Дальнее, и включен в Маршрут «Урочище Горный ключ – Любимовка» Большой Севастопольской тропы.
Координаты Царского тоннеля: 44.674726, 33.622436.
Машину оставляли напротив автобусной остановки ВИР. Кто едет на электричке из Севастополя, выходить следует на остановке «платформа 1518 км». Навигатор сегодня не всегда помощник, поэтому ориентироваться надо на дубы у реки Бельбек, которые называют Стражи Бельбека и Инфо-борд Большой Севастопольской тропы. Затем следует пройти по грунтовке, которая проходит перпендикулярно реке, она быстро, минут за 5, приведет к тоннелю. По колее видно, что здесь едут и на авто, но смысла в этом не вижу. Особенно после дождя.
5 причин посетить тоннель в селе Дальнее
Почему стоит посетить Царский тоннель в селе Дальнее:
- Самый фотогеничный. Очень популярен в блогах и инстаграм фотосессиях. Атмосферные фото в любую погоду.
- Доступный. Не входит ни в какие охранные зоны, посещение не ограничено, в отличие от железнодорожных тоннелей.
- Исторический. Тоннелю в 2025 году исполняется 150 лет.
- Простой. Расположен недалеко от города и 5 минут от машины.
- Есть достопримечательности и места для прогулок рядом:
- Деревья-памятники природы: дубы — стражи Бельбека у реки Бельбек и заповедные фисташки у села Камышлы.
- Храм св. Елисаветы и Варвары в селе Дальнее (Камышлы)
- Обелиск защитникам ДЗОТа №11 у села Камышлы
- Усадьба Кокораки и руины храма Преображения у села Верхнесадовое (Дуванкой).
История тоннеля
Тоннель был сооружен в рамках строительства первой пассажирской железной дороги в Крыму и третьей в Российской империи, которая соединяла Лозовую и город Севастополь. Протяженность дороги составила 605 верст или 645 км.
В 1871 г. концессия на строительство от Лозовой до Севастополя была дана промышленнику и меценату Петру Ивановичу Губонину. Тому самому, который основал курорт в Гурзуфе.
Строилась дорога с 1871 по 1875 год. 15 сентября 1875 года первый поезд прибыл в Севастополь.
В ретро-альбоме Лозово-Севастопольской железной дороги можно посмотреть, как выглядела станция Бельбек, которая располагалась неподалеку, в районе имения Кокораки и Верхнесадового.
Потом несколько раз Лозово-Севастопольская железная дорога меняла собственника и название:
- 1894 г. Лозово-Севастопольская железная дорога выкуплена государственной казной Российской империи.
- В 1896 г. объединена с Курско-Харьково-Азовской и Донецкой каменноугольной ж. д. в Курско-Харьково-Севастопольскую железную дорогу.
- В 1907 г. объединена с Харьково-Николаевской ж. д. в Южные железные дороги.
Для жд сооружали специальные насыпи, засыпались овраги. Вместе с насыпью строились транспортные тоннели, которые имели также еще функцию стока воды (дренажа).
Их тоже шесть: рядом с усадьбой Кокораки, тоннель в Минометной балке у поселка Дальнее (1518-км), у железнодорожной станции Мекензиевы горы, тоннель Инкерманского монастыря, в Графской балке и в Ушаковой балке.
Достопримечательности рядом:
Царский тоннель с такой историей стоит посещения. Для продолжения прогулки, можно отправиться в одно из следующих мест неподалеку.
- Деревья-памятники природы: дубы — стражи Бельбека у реки Бельбек и заповедные фисташки у села Камышлы.
- Храм св. Елисаветы и Варвары в селе Дальнее (Камышлы)
- Обелиск защитникам ДЗОТа №11 у села Камышлы
- Усадьба Кокораки и руины храма Преображения у села Верхнесадовое (Дуванкой).