Пещерный монастырь Шулдан (в переводе «Отдающий Эхо»), XIV века, недалеко от с. Терновка уже более десятка лет не пустует. Новая башня со сверкающим куполом как маяк издалека привлекает внимание. И не зря. Древние монастырские пещеры в современной обработке, виды на Шульскую долину, обрывы скал, достойны посещения.

Как добраться

  • Путь к Шулдану займет минут 40.
  • На осмотр монастыря и прогулку недалеко от башни еще часа 1,5.
  • Если позволяет время можно пройти к озерам у Пятой балки или к монастырю Челтер-Мармара.
Окрестности Шулдана. Карта

После села Терновка, нужен первый поворот налево.

Доехать можно до поляны, где деловито готовятся к новому туристическому сезону, расставляя беседки для отдыха. Затем по белой дороге минут 20 в сторону монастыря. Поравнявшись с башней направо ныряет уверенная тропинка. Ее надо не пропустить.

К Шулдану

Подъем достаточно крутой, но не опасный.

Монастырь Шулдан. Схема

История Шулдана

  • XIII—XIV вв возникновение монастыря
  • XIV—XV вв монастырь перестраивается, храм расширяется. Возможно, он был одной из резиденций митрополита княжетва Феодоро (рядом столица княжества, Мангуп)
  • конец XV в монастырь заброшен, пещеры используются жителями соседнего селения для содержания скота.
Башня Шулдана

Интересует статус сего заведения сегодня. Ни одной таблички с принадлежностью к русской православной церкви или иной общине я не увидела. Ходили слухи, что то ли излечивающиеся от наркомании, то ли от алкоголизма взялись за освоение богоугодных территорий, под чьим началом умалчивается. Неортодоксы одним словом. Но они никого не трогают, и их никто не трогает.

По монастырю

Подъем заканчивается у недоустроенной кельи. Здесь развилка.

  • Направо пойдешь, к храму попадешь
  • Налево пойдешь, к гроту с обвалом выйдешь
Келья "на ремонте"

Грот с обвалом

В гроте видны следы крупного обвала: пещерные помещения уже давно разрушены и обвалены.

Обвал в гроте

В обломках можно найти несколько так называемых «проушин«, загадочных сквозных отверстий. Об их предназначении ходят споры: от банально хозяйственных (привязывания скота или бытовых предметов) до фантастически эзотерических. Дескать, с прадавние времена, когда долины Крыма был затоплены, с помощью каменных колец могли швартоваться лодки.

Каменные кольца

Может быть, здесь также были хозяйственные помещения. С этого места хорошо виден крупный грот западнее монастыря. Тропа выводит прямо к нему.

Большой грот

Дорога к храму №1

Чтобы попасть к «окультуренной» и наиболее интересной части монастыря, нужно вернуться и подняться правее.

Лестница к храму

На территории монастыря масса плит с надписями на трех языках «Чаю воскрешения мертвых» .

Плиты "Чаю..."

Войти и осмотреть храм можно. Местное население доброжелательное, не отказывают туристам.

Обжитые кельи

Каменная лестница поднимается в продолговатую пещеру.

В пещерах

Выше находится еще один ярус пещер. Там же расположен небольшой храм №2, но доступ закрыт, а спрашивать местных не стали.

Ярус выше

Пещерки приспособлены под проживание. Доложены стеночки, вставлены двери. Практически все заперты.

Каменные переходы

Везде цветочки посажены, мох заботливо разложен, иконки, украшения. Люди как могли облагораживали свое жилище. Как понимали, поддерживали святой дух.

Дверь на замке

Инструменты для трудотерапии. Отопление печное, поэтому рубить дрова жизненно необходимо.

Трудотерапия

Мы были на Шулдане и до возрождения монастыря. Скажу, что теперь это место стало абсолютно другим, неузнаваемым.

Археологи, конечно, мягко говоря, не в восторге от такой основательной хозяйственной деятельности.

Скалы не узнать

Здесь особенно много плит с «Чаю воскресения». Неудивительно, ведь у храма располагались могилы.

Дорога к храму

В таких местах легко думать о Вечном.

Expecto resurrectionem

Тишина и спокойствие.

Колокол

Вид на горы и долины очень хорош.

Шульская долина

Скорее всего, это крещальня раннего периода существования храма. Позже здесь была могила.

Ранняя крещальня

Храм №1

На территории комплекса было всего две церкви. Мы перед дверьми главного — храма №1.

У дверей Храма №1

Храм представляет собой вытянутый прямоугольник. Алтарная часть подковообразной формы.

Алтарь храма

Сейчас понять, как выглядел храм 15 лет назад практически невозможно. Эти две фотографии одного и того же помещения.

Было и стало. Храм №1

На стене с бывшими фресками ничего не разобрать. Можно с огромным трудом представить фигуры в рост на синем фоне, обрамленные красной каймой.

«На северной стене храма сохранилась фресковая живопись, изображающая Богоматерь с Предвечным младенцем и напоминающая икону, именуемую Ржевской, и двое святых во весь рост.»

Археолог Струков

Остатки фресковой росписи

Храм возник на месте более раннего и меньшего по размерам. Его апсида очевидно заканчивалась на линии современной алтарной преграды. Из алтаря имелся выход в первоначальную крещальню. Затем церковь расширяется, строится новый баптистерий, а старый используется как могила.

Светильники

Стиль фресок по мнению археологов аналогичен фрескам храмов «Трех всадников» и «Успения» на Эски-Кермене, XII—XIII вв. Возможно, что фрески в храме Шулдана имели несколько слоев.

Храм №1

Часовня неправильной в плане формы, расположена к северу от церкви. В нее вели два входа.
В северной стене усыпальница, под ней в полу гробница. Есть упоминания о полустертых надгробных надписях на стенах часовни.

Часовня

На плато Шулдан

На плато можно подняться по достаточно крутой лестнице. Она начинается в расщелине справа от скалы с башней.

Лестница на плато

Встречается небольшая пещерка. В нее вполне можно что-нибудь спрятать.

Обрывы скалы

Наверху уютная площадка для осмотра окрестностей и размышлений над смыслом бытия.

Смотровая площадка

С помощью сего незамысловатого устройства можно поднимать или спускать с плато к монастырю стройматериалы.

Лебедка для грузов

Башня на плато над монастырем еще одно странное строение непонятного предназначения. Как маяк она видна за много километров с разных точек Крыма, возможно именно в этом и ее смысл.

Странная часовня

Камни, из которых сложена часовня, напоминают груду черепов с черными отверстиями глазниц.

Башня из черепов

До XIII-XIV вв пещерные монастыри в горном Крыму не получили широкого распространения. Всплеск строительства пришелся на период возникновения княжества Феодоро.

  • Челтер-Мармара XII-XIII,
  • Шулдан – XIII-XIV вв,
  • Челтер-Коба XIV в,
  • монастыри в Инкермане XIV -XV вв,
  • Успенский монастырь,
  • 4 монастыря на Мангупе,
  • монастырь у Южных ворот Чуфут-Кале,
  • храм Донаторов.

Вход в часовню заложен недавно.

Башня с заложенным входом

Причины появления большого количества монастырей именно в Горном и Южном Крыму:

  • труднодоступность, удаленность от мест постоянных набегов,
  • естественная защищенность,
  • христианское население,
  • феодальный характер,
  • позже поддержка княжества Феодоро.
Шульская долина

Весной на обрывах плато распускается сон-трава.

Сон-трава на Шулдане

Прогулка вдоль обрыва — хорошее продолжение маршрута. Назад можно спуститься из балки по удобной грунтовой дороге.

Обрывы Шулдан-Бурун

Если есть время, от башни можно прогуляться к турстоянке  Пятая балка с живописными озерами. Или к другому пещерному монастырю Челтер-Мармара через гору Челтер-Кая.

Ксения Свиридова
ksenijas@yandex.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *