Кизилташский мужской монастырь Стефана Сурожского находится недалеко от пос. Краснокаменка (Кизилташ), между Судаком и Феодосией в Крыму. Дойти к монастырю можно только пешком, 30 минут прогулка по лесу.
Где находится
Кизилташский монастырь находится в живописной горной местности недалеко от Феодосии, которую иногда называют «Крымская Швейцария».
Координаты Кизилташского монастыря на карте: 44.933291, 35.073350
Режим посещения монастыря
Монастырь открыт для посетителей ежедневно с 08:00 до 18:00
Контакты Кизилташского монастыря:
Телефон для связи: +7 (978) 897-70-46
Как добраться. Тропа к монастырю
В Краснокаменке находится крупная воинская часть, где в советские времена в секретных штольнях хранились ядерные боеголовки для ракет. После развала Советского союза в 1992 году все ядерные заряды были вывезены на территорию России. Штольни были построены по распоряжению генсека госбезопасности Лаврентия Берии с привлечением труда заключенных Советского Союза. Сейчас вокруг действующие военные объекты, поэтому фотоаппаратом пользоваться надо умеренно, следить, чтобы в кадр не попадали воинские части.
Пройдя мимо заборов воинских частей, видим поворот направо и табличку Кизилташского монастыря. Ознакомившись с содержанием, можно проходить на тер м Свято-Успенский Стефано-Сурожский мужской монастырь в Кизилташе (Краснокаменка) в Крыму.
Тропа удобная, проходит по лесу, особенно красиво здесь осенью.
Встречаются указатели, заблудиться невозможно.
Кизилташ окружен со всех сторон скалами, считается что от них происходит название: «кизилташ» с татарского «красный камень». Цвет скал зависит от освещения, без заката и рассвета они просто серые. Это место еще «Крымской Швейцарией».
После деревянного мостика дорога все больше приобретает следы цивилизации: ступени, указатели. Вскоре тропа приведет ко входу в монастырь и его строениям.
Святой Стефан Сурожский и Кизилташ
По церковным источникам в Кизилташе была летняя резиденция архиепископа св. Стефана Сурожского, иконопочитателя середины VIII в., претерпевшего мучения за веру.
Св. Стефан родился в Каппадокии (современная Турция), учился в Константинополе, где патриарх Герман заприметил юношу и оставил рядом с собой. Затем принял постриг и монахом удалился в пустыню. Через некоторое время патриарх Герман назначил Стефана архиепископом Сугдейской епархии. Так он стал третьим Сугдейским епископом.
За 5 лет святой Стефан обратил в христианство большинство местных жителей. Религиозная борьба иконоборцев и иконопочитателей пришлась как раз на это время Предводителем иконоборцев был император Льва III. Так с 730 по 843 годы из Византии в Крым происходил исход иконопочитателей.
Архиепископ Сугдейский Стефан отказался исполнять указ о запрещении икон, за что был вызван в Константинополь на допрос. За твердость веры был подвергнут пыткам и брошен на 10 лет в тюрьму. После смерти Льва III, новый император Константин освободил Стефана, и архиепископ вернулся в Крым.
Так Крым во время иконоборчества стал оплотом православия. Святой Стефан благословлял монахов и беглецов от Византии продолжать почитание икон, на самой окраине Византийской империи — в Крыму.
В пещере Кизилташа св. Стефан молился. Намного позже, в 1825 году – обнаружена деревянная икона Божией Матери в этом гроте с источником. Поэтому архиепископ Иннокентий в середине XIX века и принял решение об учреждении монастыря в честь Стефана Сурожского.
История Кизилташского монастыря
История Кизилташа до открытия монастыря
Монастырь был открыт по инициативе архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия в 1853 году как мужская заштатная общежительная киновия. По церковному преданию в VIII в. здесь располагалась летняя резиденция Сурожского архиепископа, иконопочитания святителя Стефана Сурожского.
Археологами найден сосуд X-XIV века в форме водолея, фрагменты керамики VIII-XI вв. Воинская часть мешала археологическим раскопкам. Через Кизилташ проходила древняя дорога к армянскому монастырю Сурб-Хач, находившемуся в Старом Крыму.
В 1830 году болгарка Константина некоторое время жила в Кизилташе, после чего отправилась основывать Топловский монастырь в село Топлы (Тополевка).
С 1850-х годов начинается заселение и постройка монастыря.
При игумене Арсении, первом настоятеле монастыря, в 1855 г. произошло освящение первого глинобитного молитвенного дома в честь св. Стефана.
Преподобномученник настоятель Парфений
С 1858 г. в монастыре настоятелем стал отец Парфений. Во время Крымской войны он даже недолго служил в действующей армии, и был награжден.
При Парфении были построены каменные террасы, 2 братских флигеля, гостиница, колодец, дороги.
« Он первый с зари до зари работал… В Кизилташской киновии до отца Парфения была только пещера с целебным источником, да две-три плетёные мазанки. Парфений добыл всё остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жёг извёстку и кирпичи, прививал черенки к лесным грушам, разбивал виноградники, копал колодцы. Из пещерки в скале сделался целый скит с двумя гостиницами, церковью с келиями и разнообразными службами… Он из пустыни стремился сделать всем обильное хозяйство»
Евгений Марков, автор «Очерков Крыма», XIX в.
К сожалению, случались случаи воровства монастырского добра. Однажды Парфений за руку хватал воров. Произошла трагедия. 4 сентября 1867 года настоятель был убит, его труп сожжен, убийцами оказались местные жители. На месте гибели был установлен чугунный памятник и дубовый крест.
В августе 2000 г. игумен Парфения был причислен к лику святых как преподобномученник. Его память празднуется 4/17 сентября.
Монастырь при игумене Николае
С 1866 года игуменом монастыря стал Николай, он управлял 20 лет и многое сделал для киновии.
Была построена летняя церковь в честь Успеения Божьей Матери, в нее перенесли ту самую икону, по преданию найденную в гроте с источником св. Стефана.
Также были построены новая зимняя церковь на месте старой глинобитной св. Стефана, дом настоятеля, трапезная, гостиница. На вершинах гор установлены большие кресты.
К 1875 году численность братии монастыря была всего 17 человек. А уже к 1894 – 65 человек.
Содержалась обитель за счет собственных средств как и Успенский скит в Бахчисарае. В монастырском хозяйстве были сад, огороды, 35 голов скота, карпы в пруду, доход от святого источника, к которому в те времена вела дубовая лестница. К западу от монастыря был еще 1 источник с целебными грязями.
Монастырь после революции
Гражданская война и приход СССР стали разрушительны для монастыря. Во время войны происходило ограбление монастыря. А после национализации, в монастыре некоторое время находилась детская трудовая колония, в то же время монахи продолжали жить в обители.
В 1923 году киновия была ликвидирована.
В 1928 году произошел снос построек, остались только остатки фундамента и заброшенные колодцы.
С 1998 года началось возрождение монастыря, которое идет и по сей день.
Прошли корпус, где вкусно пахло. Кизилташское хозяйство с козами и котами, все при деле.


Храм Серафима Саровского
Деревянный храм Серафима Саровского построен уже в наше время.


От храма поднимается лестница к монастырскому кладбищу. Обратите внимание на старинный каменный крест у подножья лестницы.


Руины древних храмов
Пока не торопились подниматься по лестнице, а наоборот, спустились ниже, чтобы посмотреть руины храмов и святой источник.Кизилташский мужской монастырь во имя святого Стефана Сурожского был основан как монашеский скит в 1855 году. Но на территории монастыря можно найти руины средневековых христианских храмов. Рядом с ними таблички, например, «Афонская Калива-храм VI-VIII век«.
Обращает на себя внимание большой крест с надписью «Христос Воскрес». Здесь находится фундамент и деревянный крест на месте храма Успеения Пресвятой Богородицы.


Полюбовались монастырской беседкой с шикарным видом на горы. Вдохновение на укрепление веры в этих местах легко получать.


Источник с часовней и купель
Здесь же находятся источник и купель.
Небольшая часовня, где находится колодец. Почитается как целебный святой источник. Несколько лет назад, когда часовенки не было, доступ к колодцу был свободный. Тогда нам рекомендовали, обливаться ведрами водой из колодца для крепкого здоровья и бодрости духа.
Пещера Алима
Чтобы попасть к пещере Алима и гроту с источником св. Стефана, необходимо подняться по лестнице к монастырскому кладбищу у деревянного храма Серафима Саровского. Далее тропа выведет к гроту, который также называют пещерой Алима, легендарного разбойника, крымского Робин-Гуда XIX века.
«Алим ушел в Кизильташ. Там была пещера, где укрывались разбойники в ненастье и откуда шел ход в подземелье. А в подземелье хранились Алимова добыча и запасы. Была и другая пещера со святой водой, которая исцеляла раны и удваивала силы людей. Здесь в Кизильташе притих на время Алим.»
Из легенд Крыма
Легко понять, что «другая пещера со святой водой» это грот с источником Стефана Сурожского.
Грот Стефана Сурожского с источником
Дальше тропинка приведет к дороге, а она в свою очередь к современной лестнице. Она поднимается к целебному источнику в пещере, которую считали священной. Подъем недолгий, всего несколько минут.


В гроте с источником св. Стефана были найдены остатки фундамента, похожего на средневековый храм. Его западная часть была пристроена к гроту, предположительно там располагалась апсида. Святой источник был из алтаря.
Петр Кеппен, исследователь Крыма XIX века так описал грот святого Стефана:
«Близ Отуз … есть в скале Кизилташской пещера глубиною на 17 шагов, которая иногда привлекает к себе богомольцев. В конце оной на столе, заменяющем алтарь, при образе лежит обломок беломраморной плиты величиною вершков в пять, на коем иссечен лик какого-то святого, судя по венцу, окружающему главу».
К смотровой с крестом на скале
После грота мы решили подняться на вершину скалы, где установлен крест. Кизил-таш переводится как «красный камень» и есть версия, что так он называется не из-за цвета скалы, которая вполне себе серая, а из-за того, что здесь была пролита кровь. Преступление или некое искупление, очищение от грехов?


Крестов, как оказалось, на вершине два. Маленький крест судя по табличке в память о некой Светлане.


На север открываются виды на ущелье с рекой Мезерлык-Узень. По нему проходит тропа к урочищу Кизилташ, по которой затем можно дойти до Старого Крыма с армянскими монастырями Сурб-Степанос и Сурб-Хач. Так же можно проверить свою удачу и пройтись сезонному водопаду Хаджи-Палом. Мы так и сделали (спойлер: воды не было), а потом через гору Сандык-Кая с отличными панорамами в сторону Карадага спустились в Краснокаменку.

