О! Крым Ксении Свиридовой

Кизилташский монастырь Стефана Сурожского в Крыму

Кизилташский мужской монастырь Стефана Сурожского находится недалеко от пос. Краснокаменка (Кизилташ), между Судаком и Феодосией в Крыму. Дойти к монастырю можно только пешком, 30 минут прогулка по лесу.

Где находится

Кизилташский монастырь находится в живописной горной местности недалеко от Феодосии, которую иногда называют «Крымская Швейцария».

Координаты Кизилташского монастыря на карте: 44.933291, 35.073350

Режим посещения монастыря

Монастырь открыт для посетителей ежедневно с 08:00 до 18:00

Контакты Кизилташского монастыря:

Телефон для связи: +7 (978) 897-70-46

 

Как добраться. Тропа к монастырю

Путь в монастырь начинается в поселке Краснокаменка (Кизилташ), поворот у поселка Щебетовка с трассы Коктебель-Судак. 

В Краснокаменке находится крупная воинская часть, где в советские времена в секретных штольнях хранились ядерные боеголовки для ракет. После развала Советского союза в 1992 году все ядерные заряды были вывезены на территорию России. Штольни были построены по распоряжению генсека госбезопасности Лаврентия Берии с привлечением труда заключенных Советского Союза. Сейчас вокруг действующие военные объекты, поэтому фотоаппаратом пользоваться надо умеренно, следить, чтобы в кадр не попадали воинские части.

Пройдя мимо заборов воинских частей, видим поворот направо и табличку Кизилташского монастыря. Ознакомившись с содержанием, можно проходить на тер м Свято-Успенский Стефано-Сурожский мужской монастырь в Кизилташе (Краснокаменка) в Крыму.

Тропа удобная, проходит по лесу, особенно красиво здесь осенью.

Встречаются указатели, заблудиться невозможно.

Кизилташ окружен со всех сторон скалами, считается что от них происходит название: «кизилташ» с татарского «красный камень». Цвет скал зависит от освещения, без заката и рассвета они просто серые. Это место еще «Крымской Швейцарией».

После деревянного мостика дорога все больше приобретает следы цивилизации: ступени, указатели. Вскоре тропа приведет ко входу в монастырь и его строениям.

Святой Стефан Сурожский и Кизилташ

По церковным источникам в Кизилташе была летняя резиденция архиепископа св. Стефана Сурожского, иконопочитателя середины VIII в., претерпевшего мучения за веру.

Св. Стефан родился в Каппадокии (современная Турция), учился в Константинополе, где патриарх Герман заприметил юношу и оставил рядом с собой. Затем принял постриг и монахом удалился в пустыню. Через некоторое время патриарх Герман назначил Стефана архиепископом Сугдейской епархии. Так он стал третьим Сугдейским епископом.

За 5 лет святой Стефан обратил в христианство большинство местных жителей. Религиозная борьба иконоборцев и иконопочитателей пришлась как раз на это время Предводителем иконоборцев был император Льва III.  Так с 730 по 843 годы из Византии в Крым происходил исход иконопочитателей.

Архиепископ Сугдейский Стефан отказался исполнять указ о запрещении икон, за что был вызван в Константинополь на допрос. За твердость веры был подвергнут пыткам и брошен на 10 лет в тюрьму. После смерти Льва III, новый император Константин освободил Стефана, и архиепископ вернулся в Крым.

Так Крым во время иконоборчества стал оплотом православия. Святой Стефан благословлял монахов и беглецов от Византии продолжать почитание икон, на самой окраине Византийской империи — в Крыму.

В пещере Кизилташа св. Стефан молился. Намного позже, в 1825 году – обнаружена деревянная икона Божией Матери в этом гроте с источником. Поэтому архиепископ Иннокентий в середине XIX века и принял решение об учреждении монастыря в честь Стефана Сурожского.

История Кизилташского монастыря

История Кизилташа до открытия монастыря 

Монастырь был открыт по инициативе архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия в 1853 году как мужская заштатная общежительная киновия. По церковному преданию в VIII в. здесь располагалась летняя резиденция Сурожского архиепископа, иконопочитания святителя Стефана Сурожского.

Археологами найден сосуд X-XIV века в форме водолея, фрагменты керамики VIII-XI вв. Воинская часть мешала археологическим раскопкам. Через Кизилташ проходила древняя дорога к армянскому монастырю Сурб-Хач, находившемуся в Старом Крыму. 

В 1830 году болгарка Константина некоторое время жила в Кизилташе, после чего отправилась основывать Топловский монастырь в село Топлы (Тополевка).

С 1850-х годов начинается заселение и постройка монастыря.

При игумене Арсении,  первом настоятеле монастыря,  в 1855 г. произошло освящение первого глинобитного молитвенного дома в честь св. Стефана.

 

Преподобномученник настоятель Парфений

С 1858 г. в монастыре настоятелем стал отец Парфений. Во время Крымской войны он даже недолго служил в действующей армии, и был награжден.

При Парфении были построены каменные террасы, 2 братских флигеля, гостиница, колодец, дороги.

« Он первый с зари до зари работал… В Кизилташской киновии до отца Парфения была только пещера с целебным источником, да две-три плетёные мазанки. Парфений добыл всё остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жёг извёстку и кирпичи, прививал черенки к лесным грушам, разбивал виноградники, копал колодцы. Из пещерки в скале сделался целый скит с двумя гостиницами, церковью с келиями и разнообразными службами… Он из пустыни стремился сделать всем обильное хозяйство» 

Евгений Марков, автор «Очерков Крыма», XIX в.

К сожалению, случались случаи воровства монастырского добра. Однажды Парфений за руку хватал воров. Произошла трагедия. 4 сентября 1867 года настоятель был убит, его труп сожжен, убийцами оказались местные жители. На месте гибели был установлен чугунный памятник и дубовый крест.

В августе 2000 г. игумен Парфения был причислен к лику святых как преподобномученник. Его память празднуется 4/17 сентября.

Монастырь при игумене Николае

С 1866 года игуменом монастыря стал Николай, он управлял 20 лет и многое сделал для киновии.

Была построена летняя церковь в честь Успеения Божьей Матери, в нее перенесли ту самую икону, по преданию найденную в гроте с источником св. Стефана.

Также были построены новая зимняя церковь на месте старой глинобитной св. Стефана, дом настоятеля, трапезная, гостиница. На вершинах гор установлены большие кресты.

К 1875 году численность братии монастыря была всего 17 человек. А уже к 1894 – 65 человек.

Содержалась обитель за счет собственных средств как и Успенский скит в Бахчисарае. В монастырском хозяйстве были сад, огороды,  35 голов скота, карпы в пруду, доход от святого источника, к которому в те времена вела дубовая лестница.  К западу от монастыря был еще 1 источник с целебными грязями.

 

Мне всегда интересно рассматривать ретро-фото и представлять, как выглядело это место более 100 лет назад. Множество построек, довольно крупный монастырь был.

Монастырь после революции

Гражданская война и приход СССР стали разрушительны для монастыря. Во время войны происходило ограбление монастыря. А после национализации, в монастыре некоторое время находилась детская трудовая колония, в то же время монахи продолжали жить в обители.

В 1923 году киновия была ликвидирована.

В 1928 году произошел снос построек, остались только остатки фундамента и заброшенные колодцы.

С 1998 года началось возрождение монастыря, которое идет и по сей день.

 

Храмы и постройки мужского монастыря

Лесная тропа приводит к храму Всех Печерских Святых. К нему сейчас пристраивают звонницу.

В 2020 году в Кизилташском монастыре произошел крупный пожар. Загорелось двухэтажное здание братского корпуса, возможно, из-за замыкания. Хорошо, что храм не пострадал, остальные постройки сгорели: корпус, где жили монахи, библиотека, ризница, котельная.

Прошли корпус, где вкусно пахло. Кизилташское хозяйство с козами и котами, все при деле.

После здания летней веранды показался храм Серафима Соровского.

Храм Серафима Саровского

Деревянный храм Серафима Саровского построен уже в наше время.

Над входом вырезана фигура Серафима Саровского и слова: «Преподобный Серафиме, моли Бога о нас».

Рядом с храмом установлен памятник царской семье Романовых. Скульптура символизирует крылья ангела, защищающие царскую семью от расстрела. Открыт 30 сентября 2021 года.

Можно зайти и вне службы, заказать требы, поставить свечи.

От храма поднимается лестница к монастырскому кладбищу. Обратите внимание на старинный каменный крест у подножья лестницы.

Руины древних храмов

Пока не торопились подниматься по лестнице, а наоборот, спустились ниже, чтобы посмотреть руины храмов и святой источник.Кизилташский мужской монастырь во имя святого Стефана Сурожского был основан как монашеский скит в 1855 году. Но на территории монастыря можно найти руины средневековых христианских храмов. Рядом с ними таблички, например, «Афонская Калива-храм VI-VIII век«.

Обращает на себя внимание большой крест с надписью «Христос Воскрес». Здесь находится фундамент и деревянный крест на месте храма Успеения Пресвятой Богородицы.

Также нашли руины храма Святого Стефана Сурожского VI-VII века. Я бы прошла мимо груды камней, если бы не табличка:

Памятник культурного наследия «Храм св. Стефана Сурожского» VI-VII век. Охраняется государством.

Полюбовались монастырской беседкой с шикарным видом на горы. Вдохновение на укрепление веры в этих местах легко получать.

Источник с часовней и купель

Здесь же находятся источник и купель.

Небольшая часовня, где находится колодец. Почитается как целебный святой источник. Несколько лет назад, когда часовенки не было, доступ к колодцу был свободный. Тогда нам рекомендовали, обливаться ведрами водой из колодца для крепкого здоровья и бодрости духа.

Сегодня кружка и табличка с надписью: «Пожалуйста, экономьте воду!». Можно набрать воды.

Купель

На территории Кизилташского монастыря было два целебных родника, они с давних времен привлекали паломников: Стефана Сурожского и Николая Чудотворца.
В древней пещере, в которую мы поднимемся позже, находится освященный иконой источник святого Стефана Сурожского.

Серный источник святого Николая Чудотворца, постепенно накопил вокруг себя лечебные грязи, которые считается исцеляли многие болезни. Так нам рассказали, что жена Николая II посещала этот источник в 1906 году и Александра Федоровна лечила ноги водами серного источника.

У воды и правда был характерных запах. Сегодня Купель восстановлена.

Еще ниже находятся кедры, которые были посажены во время визита царской семьи. Скульптура ангела уже современная. Монастырь посещали многие известные люди XIX века: художники И.К.Айвазовский и К.Ф.Богаевский,  князь Л.С.Голицын.

Пещера Алима

Чтобы попасть к пещере Алима и гроту с источником св. Стефана, необходимо подняться по лестнице к монастырскому кладбищу у деревянного храма Серафима Саровского. Далее тропа выведет к гроту, который также называют пещерой Алима, легендарного разбойника, крымского Робин-Гуда XIX века.

«Алим ушел в Кизильташ. Там была пещера, где укрывались разбойники в ненастье и откуда шел ход в подземелье. А в подземелье хранились Алимова добыча и запасы. Была и другая пещера со святой водой, которая исцеляла раны и удваивала силы людей. Здесь в Кизильташе притих на время Алим.»
Из легенд Крыма

Легко понять, что «другая пещера со святой водой» это грот с источником Стефана Сурожского.

За Алимовым гротом можно посмотреть на старый колодец.

Грот Стефана Сурожского с источником

Дальше тропинка приведет к дороге, а она в свою очередь к современной лестнице. Она поднимается к целебному источнику в пещере, которую считали священной. Подъем недолгий, всего несколько минут.

 

Вход в грот св. Стефана оказался открыт. Рядом смотровая, но лучше не снимать в сторону военного городка.

Грот довольно просторный. Скамья, крест, иконы, свечи. В глубине грота источник. По преданию именно здесь молился святитель Стефан Сурожский, защитник и почитатель икон.

Также рассказывают, что в 20-х годах XIX в. татарский пастух в глубине грота нашел икону Богоматери. После этого в грот стали приходить богомольцы. Ходят свидетельства об исцелении водой из источника Стефана Сурожского.

В гроте с источником св. Стефана были найдены остатки фундамента, похожего на средневековый храм. Его западная часть была пристроена к гроту, предположительно там располагалась апсида. Святой источник был из алтаря.

Петр Кеппен, исследователь Крыма XIX века так описал грот святого Стефана:

 «Близ Отуз … есть в скале Кизилташской пещера глубиною на 17 шагов, которая иногда привлекает к себе богомольцев. В конце оной на столе, заменяющем алтарь, при образе лежит обломок беломраморной плиты величиною вершков в пять, на коем иссечен лик какого-то святого, судя по венцу, окружающему главу».

К смотровой с крестом на скале

После грота мы решили подняться на вершину скалы, где установлен крест. Кизил-таш переводится как «красный камень» и есть версия, что так он называется не из-за цвета скалы, которая вполне себе серая, а из-за того, что здесь была пролита кровь. Преступление или некое искупление, очищение от грехов?

Дорога вверх удобная и широкая,  приводит к северному входу в монастырь. Подъем к кресту начинается у верхних ворот в монастырь. Сразу после выхода, следует свернуть на тропу, ведущую напрово.

Чем выше поднимались, тем более величественные открывались виды на окрестности Кизилташа. До смотровой добрались минут за 10.

Крестов, как оказалось, на вершине два. Маленький крест судя по табличке в память о некой Светлане.

С высоты все строения монастыря смотрятся как игрушечные. Также на монастырской территории заметили входы в ангары, эхо прошлого.

На север открываются виды на ущелье с рекой Мезерлык-Узень. По нему проходит тропа к урочищу Кизилташ, по которой затем можно дойти до Старого Крыма с армянскими монастырями Сурб-Степанос и Сурб-Хач. Так же можно проверить свою удачу и пройтись сезонному водопаду Хаджи-Палом. Мы так и сделали (спойлер: воды не было), а потом через гору Сандык-Кая с отличными панорамами в сторону Карадага спустились в Краснокаменку.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх