О! Крым Ксении Свиридовой

к беседке ветров по Гурзуфской яйле из Краснокаменки

Беседка ветров белой точкой на самых высоких горах Крыма привлекает внимание с Южного берега Крыма. Описание пешеходного маршрута от поселка Краснокаменка (Гурзуф) на Беседку ветров через Гурзуфское седло и Гурзуфскую яйлу, Романовское шоссе, которое было проложено в горах Крыма в 1910-1913 годах для императора Николаю II, чтобы ему было удобно ездить в царские охотничьи угодья.

Как добраться из Краснокаменского

Попасть к беседке можно в рамках авто-экскурсии Национального парка «Крымский» по Романовскому шоссе, проехав несколько десятков километров из Алушты

Можно также подняться пешком из пос. Краснокаменка, по Артековской тропе через Гурзуфское седло и Гурзуфскую яйлу. Но лучше это делать когда Романовское шоссе гарантировано завалено снегом и непригодно для авто, т.к. разрешенных пеших маршрутов через Национальный парк «Крымский» нет.

Мы запарковались у места отдыха «озеро Виноградное» в верхней части пос. Краснокаменка. Подробнее о горном озере и условиях отдыха, читайте здесь.

Верхняя часть посёлка Краснокаменка – это мини-филиал Царского села. Особняки соревнуются друг с другом высотой забора, оригинальностью постройки. До начала тропы от озера по поселку нужно пройти 400 м.

Причём навигатор никак не хотел прокладывать маршрут через эту часть посёлка, считая частными некоторые территории, через которые нужно пройти. Может быть летом это действительно и так, у шлагбаума вполне возможен пункт охраны.

Над посёлком располагается заброшенный карьер. Наша задача обойти его слева, и, поднявшись наверх, дальше углубиться в сосновый лес.

Когда мы оказались над карьером, открылся прекрасный вид в сторону горы Медведь, посёлка Краснокаменка, скалы Красный камень.

Лесными дорогами

Лесных дорог довольно много, и если есть карта с тропами, то можно самостоятельно сориентироваться, по которой из них стоит идти – ориентировочно до плато 8 км и около 3 часов подъема (2 часов спуска). Навигатор, когда мы шли к Беседке ветров, работал с перебоями, на это стоит делать скидку. Когда возвращались обратно, то всё было чётко и адекватно. В одном месте мы прошли мимо источника, огороженного синим забором.

Дорога долгая, но приятная: высокие сосны,  почтенные буки. Чтобы развлекать себя во время продолжительного подъема, стоит обращать внимание на деревья, какие у них интересные стволы, корни.

Преимущественно в нижней части подъема растут сосны, когда поднимаешься выше, то встречаются в основном буки.

Артековская тропа

Самый короткий маршрут – это так называемая Артековская тропа. Обозначения Артековской тропы появляется где-то в середине подъёма и заканчивается при выходе на Романовскую дорогу. Артековская метка выглядит как двунаправленная стрелка и перевёрнутая на 90 градусов буква «А». Мы то сходили с Артековской тропы, то снова на неё возвращались, все дороги ведут к Гурзуфскому седлу, если все делать правильно и ориентироваться по карте.

Выше стал появляться снег. Некоторые участки тропы напоминали дорогу, мощёную камнем.

Романовская дорога

Наконец вышли на грунтовую Романовскую дорогу, которая из села Партизанского ведёт на Гурзуфское седло. Подробное описание пути по Романовской дороге читайте здесь, не путайте с асфальтированным Романовским шоссе, которое через горы связывает Ялту и Алушту. Старые крепиды смотрелись очень живописно среди леса и снега.

Также встречаются метки Ялтинского горно-лесного заповедника: эколого-просветительский маршрут «Романовская дорога». Это разрешенный маршрут Ялтинского заповедника, на который можно оформить разрешение на сайте.

Артековские поляны

Примерно через 15 минут после выхода на Романовскую дорогу, пришли на нижнюю Артековскую поляну с памятником партизанам 1941-1944 годов. С нижний Артековской поляны открываются отличные виды на окружающие горы.

Памятник Великой Отечественной Войны: «1941-1944. Партизанам Крыма, Вечная память!»
Приведен в порядок силами Артека, о чем осталась табличка: «Партизанам Крыма от артековцев 75 лет Победы». Рядом с памятником установлены скамейки: должно быть для отряда пионеров, которым рассказывают о героическом прошлом партизан.

С дороги, соединяющей Верхнюю и Нижнюю Артековские поляны, становится видна гора Медведь.

На Верхней Артековской поляне находится источник Осман-Кош-Чокрак и небольшой пруд.

 Верхняя Артековская поляна еще называется Осман-Кош. На ее краю находится полуразрушенный сарай-кошара, это не кошара Османа, но она когда-то была недалеко. Теперь рядом с кошарой недавно установлена беседка Ялтинского заповедника.

И Верхняя и Нижняя Артековские поляны очень живописны в любое время года.

Перевал Гурзуфское седло

Дорога, уже хорошо заснеженная, продолжает взбираться к перевалу Гурзуфское седло.

На одной из петель дороги установлены две скамейки с прекрасным видом на Гурзуф и гору Аю-даг.

Интересные руины старого моста. Известно, что на Гурзуфском седле было обнаружено богатое древнее святилище, которое функционировало на протяжении многих веков.

Прежнее название перевала Гурбет-Дере-Богаз, «Ущелье Чужбины». Именно в этом месте заканчивается Ялтинский заповедник, и начинается Национальный парк «Крымский».

3км до Беседки Ветров остается пройти. На эту охраняемую природную территорию можно получить разрешение только на автомобильную часть маршрута.

Гурзуфское седло — это понижение между Гурзуфской яйлой и Бабуган-Яйлой на высоте 1348 м.  Это место встречи древних дорог — от  Южного берега к центральному Крыму, а вторая пролегала по высокогорьям Главной гряды от Алушты к Байдарской долине.  В средневековье здесь проходил торговый путь в Херсонес.

Также Гурзуфское седло — место пересечение нескольких дорог. Это и подъём на самую высокую гору Крыма — Роман Кош (2+км, набор высоты 200 м), это и спуск к Романовскому шоссе,  и  подъём на гору, где было обнаружено Гурзуфское святилище.

Путь через Гурзуфское Святилище к Беседке Ветров

Навигатор предлагал спуститься на Романовское шоссе и пройти 3 км по нему до Беседки ветров. Но как люди осторожные, и не желающие встречаться с теми, кто может ехать по Романовскому шоссе, мы выбрали путь через горы, мимо Гурзуфского святилища. По расстоянию и времени получается примерно так же.

По мере подъема открывался все более захватывающий вид на плато Бабуган. Странно, что горы Бабуган-яйлы, ещё более высокие, чем Гурзуфской, по которой мы шли, не были покрыты снегом.

Дорога очень красива, в какую бы сторону не посмотри. Заснеженные можжевельники и сосны — редкое зрелище для Крыма.

Параллельно нашему пути проходит ветка газопровода, об этом регулярно сообщали таблички охранной зоны. В советские времена по горам между Алуштой и Ялтой был проложен газовый магистральный трубопровод.

Лысая гора Тас-Тепе, за которой спрятался Роман-Кош (1545 м),  входит в пятерку «топ 5 высоких гор Крыма» — 1538 м.

Святилище Гурзуфское седло

Наконец мы дошли до камня, обозначающего место, где находится памятник археологии древнее святилище Гурзуфское седло. Подробный маршрут от с. Партизанское по Романовской дороге, можно прочитать здесь. Обнаружено оно было случайно, при строительстве газопровода Алушта-Ялта в  конце 70-х годов XX в. Такого богатого улова античных находок не ожидал никто. Люди почитали как культовое место высокогорье, открытое всем ветрам от IV в. до н.э. до средних веков, т.к. кроме античных находок времен тавров и римлян, были найдены следы средневекового храма.

Когда я оказалась в Ялтинском историко-литературном музее, в зале, где хранятся находки с Гурзуфского седла, то не могла поверить, что все эти изящные предметы пролежали в земле 2 тысячи лет. Хотя Горный Крым находился в стороне от античных городов, но на Гурзуфском Седле сплетались дороги, их связывающие. Здесь, жили тавры или скифо-тавры, которые, участвовали в торговом и «культурном» обмене с цивилизованным миром. Всем, кто интересуется историей Крыма, советую этот музей Ялты, там можно услышать много подробностей об уникальных находках с Гурзуфского седла и посмотреть на них своими глазами.

С Гурзуфского святилища наконец открылся вид на Беседку ветров, до неё оставалось пройти ещё 2 км.

Гурзуфская яйла и перевал Писара-Богаз

Мы спустились на перевал Писара-Богаз, там присыпанное снегом, вилось Романовское шоссе, по нему и пошли дальше.

Перевал Писара-богаз находится на севере Гурзуфской яйлы. От перевала оставался ещё 1 км дороги по Романовскому шоссе.

С Писара-Богаз открывается отличный вид на Беседку ветров, изящной точкой украшающей скалу Шаган-Кая.

И пусть снимки получились против солнца, но они все равно очень атмосферные.

Романовское шоссе

На Гурзуфской яйле всегда приподнятое настроение. Этому способствует высота 1450 м, почти вершина Крыма.

И правда, Романовское шоссе  — самая красивая автомобильная дорога Крыма.

Расценки на посещение парка Крымский 2500₽ с человека в рамках маршрута на авто:  «Путешествие по Романовской лесной дороге» (от кордона “Садовый” до кордона “Грушевая поляна”, включая пешеходный маршрут на г. Роман-Кош ).
Стоит отметить, что далеко не всегда маршрут открыт, поэтому предварительно лучше позвонить по телефону: +7 978 5 620 620

На дороге то и дело возникают огромные снежные переметы, которые делают невозможным проезд на авто. Интересно, сколько ещё продержится снег, сколько ещё дорога останется не пригодной для лесников и авто-туристов.

История Романовского шоссе

После Крымской войны в горах Крыма был основан Косьмо-Дамиановский монастырь. В том месте, где по легенде много лет назад у целебного источника Савлух-Су поселились скрывавшиеся от гонений братья Косьма и Дамиан.

 В конце 1880-х годов Александр III построил рядом с монастырем охотничий домик, здесь были места царских охот. А его сын, Николай II, любитель автомобильной езды, соединил Массандровский дворец и домик для охоты более короткой дорогой через горы, которое теперь называется Романовское шоссе. Всего за три сезона дорога была готова

Километр пройден, беседка становилась всё ближе и ближе.  
Гурзуфская яйла является второй по высоте в Крыму после своего соседа — Бабуган-яйлы, где главенствует Роман-Кош. Главная вершина, Гурзуфской яйлы, гора Демир-Капу (1540 м) также занимает второе место по высоте, после Роман-Кош (1545 м).

Если продолжать двигаться дальше по дороге, то через 5 км можно попасть к музею и партизанским местам на Красном Камне.

Беседка Ветров

От основного шоссе ответвляется дорога прямо к Беседке Ветров.

Беседка ветров построена в 1957 году на краю скалы Шаган-кая, что с тюркского означает Соколиная скала, на высоте 1.440 м над уровнем моря, в одном из самых ветреных мест Крыма.
Сегодня – это украшение и достопримечательность Романовского шоссе и Гурзуфской яйлы.

Больше фото и подробнее о Беседке Ветров, смотрите здесь.

Романовское шоссе на Гурзуфской яйле

Назад шли по Романовскому шоссе, Конечно не  полностью 77 км, а всего 3.  Постоянно встречаются снежные переметы, но также есть и абсолютно сухие чистые участки дороги.

У Гурзуфской яйлы есть старое крымскотатарское название — Балабан-Кая (Горный массив).

Романовское шоссе то ныряет в лес, то проходит по открытым участкам с великолепными пейзажами на 360°.

Зимний лес сказочный, отличные виды во все стороны Национального парка Крымский. Интересно, что в этот раз мы не встретили никаких животных, ни оленей, ни кабанов, только следы. И некоторые из этих следов подозрительно напоминали волчьи.

Места царских охот такие же безлюдные как и 100+ лет назад. Наверное, высокая цена за авто проезд оправдана, т.к. высокую авто-нагрузку заповедник и узкая горная дорога не потянут.

Национальный парк Крымский

Romanovskaya doroga Gurzufskoe sedlo
По Романовской дороге на Гурзуфское Святилище
Оказывается Романовская дорога и Романовское шоссе по Крымскому заповеднику — это разные вещи. Романовская дорога, которая также прокладывалась для прогулок царя, ведет от с. Партизанское,…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх