О! Крым Ксении Свиридовой

Римская дорога. Скельская пещера и гора Спирады

Римская дорога — отличный способ почувствовать себя легионером. Из Байдарской долины к морю. Маршрут не самый зрелищный (лес, много леса), но для настоящего воина это не важно. Долго, нудно, вверх. Что в награду? Горные озера через 4,5 км, для самых стойких виды на ЮБК через 7,5 км.

Как добраться

Доехали до с. Родниковое, Байдарское долины. Совсем немного надо проехать до Скельской пещеры. Дорога Родниковое-Узунджа — одна из самых живописных горных дорог Крыма.

Римская дорога

Данная дорога не единственная, которую относят к тропам-дорогам римского времени в данном районе.
Из Байдарской долины на Южный берег ведут также Капуркайская, Календская и Малташская тропы.

Схема "римских" дорог в районе Байдарской долины

Запарковались на площадке перед Скельской пещерой, единственной пещерой оборудованной для массового посещения Севастополя. Даже зимой здесь весьма оживленно.

Парковка у пещеры

у парковки беседка Большой Севастопольской тропы. Здесь проходит участок маршрута т/c Узунджа — Байдарский перевал.

Беседка Большой Севастопльской тропы у Скельской пещеры

Скельская пещера

Через 200 метров большая поляна. Инфраструктура зоны отдыха в полном порядке — качели, туалеты, чистая аккуратная территория.

Инфраструктура перед Скельской пещерой

Дорожка здоровья предлагает почувствовать живительную силу природы. Заходить в обуви запрещено, поэтому зимой спросом не пользуется.

Массажная дорожка

Стоит ли посещать Скельскую пещеру? Если ни разу не были и будете в данном районе не скоро, однозначно стоит. А если были, сами решите, нужен ли повтор 🙂
Вот только по времени надо добавлять не менее часа на данное мероприятие. Стоимость 500 р.взрослый и 400 руб. детский билет (зима 2022 г).

Скельская пещера

Пещера Скельская принимает посетителей круглый год. «Вход только в маске», дух времени.

Зал Скельской пещеры

Экскурсия длится меньше часа, несколько залов, интересные натечности, переходы, ярусы.

Схема Скельской пещеры

Римская дорога

Тут же стоит борд, предлагающий кратчайшим путем по благоустроенной тропе подняться к участку знаменитой древнеримской дороги. Карта показывает как Херсонес был связан с ЮБК, римской крепостью Харакс.

Схема Римских дорог

Римская дорога начинается с лестницы, недалеко от пещеры Скельская. Осень и зима разительно отличаются цветом листвы под ногами.

Римская лестница 🙂

Система лестниц выводит к живописной скальной дороге, среди хвойного леса. Она начинается в с. Родниковое, расположенного примерно в 1 км.

Римская дорога

Римляне  в Крыму были  представлены в Херсонесе и на Южном берегу, например, в крепости Харакс на мысе Ай-Тодор. Считается, что римская дорога через горные перевалы была проложена для того, чтобы соединить эти два объекта.

Римляне на дороге

Дорога в скалах  не вырубалась, но, максимально используя ландшафт, в нужных местах подрубалась, где надо укреплялась.

Via militaris

Огромная можжевеловая роща, через которую проходит тропа,  источник потрясающих ароматов в солнечный день.

Осень в горах

Каждое время года привносит свои краски в обрамление римской дороги. Участок, где открываются виды на горы Байдарской долины.

Виды с римской дороги

Гора Чуваш-Кой , слегка притрушенная снегом, самая высокая гора Севастополя, чуть больше 1 км.

Вид на Чуваш-Кой

Сама дорога тоже хороша. Широкая, удобная, как таковой подъем еще не начался. Много зеленого цвета от мха и вечнозеленых.
Видно, что над укреплением дороги работали. В какое время, сказать сложно, ведь ею пользовались не только римляне. Средневековые жители, крымские татары, все пользовались удобным способом попасть на ЮБК. Следовательно, за этими удобствами надо было следить, ремонтировать.

Укрепленная дорога

Это не просто камни или укрепление дороги, а единственный в Крыму римский мост. Или, как называли его татары, Таш-Копыр — каменный мост. О древности и ценности сообщает стенд БСТ,  поскольку при такой сильной разрушенности, мост визуально ничего особенного из себя не представляет.

Римский мост

Что же кратко сообщает инфо-борд:

  • Мост сооружен из крупных подогнанных камней без раствора.
  • Находится на римской дороге и считается римским.
  • Дорога соединяла Байдарскую долину и ЮБК (Херсонес и Харакс, Ай-Тодор).
  • По датировке дороги существуют разногласия: от «Дорога могла быть проложена еще до римлян» до «Дорога создана намного позже, в период средневековья».
Борд БСТ "Мост на римской дороге"

После моста путь все больше напоминает дорогу, мощеную булыжниками.

Дорога Via militaris

Интересно будет прогуляться по Римской дороге в разное время года.

Зима и лето у одного и того же дерева

Причем зима и межсезонье — наиболее оптимальное время посещения: не жарко, нет надоедливых лосиных мух, зимняя обувь обычно на более плотной подошве, что вкупе со снегом хорошо амортизирует шаг на «римских булыжниках». Чем выше поднимались, тем больше становилось снега.

Начало снега

Интересно было наблюдать как меняется дорога: от снега нет вообще, снег эпизодичен, до дорога вся в снегу, видны только отдельные камни.

Знаменитый камень на подъеме с надписью «С легким паром» пропустили, скорее всего был под снегом.

Указатель БСТ

Карадагский лес

Дорога может показаться изматывающе-нудной, если выбрать «не свой» темп движения. Или изначально ожидать, что картинка будет постоянно меняться разнообразными пейзажами. Римская дорога не про это.Она под силу только сильным духом 🙂

По следам римлян

Дорога, выложенная  «брусчаткой» через час+ сменилась на лесную тропу района Карадагского леса. На солнце снег стал мокрым, что для сухости ног было в минус.

Лесная дорога

Оленьи озера (Чуваш-голь)

Еще 30 минут, и мы пришли к Оленьим озерам они же Чуваш-Голь.

Озеро Чуваш-Голь #1

Озера два, Нижнее и Верхнее, везде корка льда.

Озеро Чуваш-Голь #2

Оба озера на борде БСТ именуют Чуваш-Голь. Название досталось от имени горы Чуваш-Кой, что неподалеку. Сомневаюсь, что пруд как и гора имеет какое-то отношение к чувашам.Чаще их называют Оленьими: Верхним и Нижним.

Оленье озеро

Борд БСТ рассказывает не только об озерах Чуваш-Голь.

  • Здесь в районе многочисленных карстовых полостей, находится богатая натечностями шахта Кристальная, 232 м. и шахта Уральская, 95 м., доступные только для спелеологов.
  • Карстовых воронок в дальнейшем будет действительно много. Далее мы продолжим движение по Тарпан-Баирской тропе.
  • Борд пишет, что в средние века это была колесная дорога, которая шла через Главную гряду на Южный берег Крыма.
  • Спуск на морское побережье находился в районе горы Ат-Баш на Еврейской тропе. По этим тропам ходили отряды римских легионеров во II-III вв. до н.э. от Херсонеса до римской крепости Харакс на мысе Ай-Тодор.
Борд БСТ: Озеро Чуваш-Голь

Партизианские места

Недалеко от озера есть колодец. В 1941-1942 гг.в этом районе базировался партизанский отряд.

Севастопольский партизанский отряд действовал в районе Севастополь-Байдары-Бахчисарай. Численность доходила до 320 человек.

  • 2 ноября 41 г. после ожесточенного боя партизаны переместились в балку Карадаг к Балаклавскому отряду. Продуктовая база ранее была утрачена,начался голод, потери от которого были равны боевым, но люди продолжали борьбу.
  • 4 февраля 42 г. партизаны совершили переход к разграбленным базам Алсу-Атлаус, но были внезапно окружены врагами.
  • 6-8февраля — неравный бой с большими потерями.
Инфоборд Севастопольский партизанский отряд

Рядом с бордом небольшой памятник партизанам Балаклавского отряда: командир А. Т. Ткачёв, комиссар А. С. Терлецкий.

Памятник партизанам

Тропа на гору Спирады

После озера, Большая Севастопольская тропа вместе с указателями сворачивает на запад, вправо в сторону Байдарского перевала и Чертовой лестницы.

После озер время принятия решения: если продолжать идти прямо, то по Тарпан-Баирской тропе (продолжение римской дороги) через час можно выйти на вершину горы Спирады с видом на ЮБК, море и скалу Биюк-Исар.
Но если в планах спуститься через Чертову лестницу или Байдарский перевал, то самое время свернуть направо. Маркировка маршрута БСТ предполагает именно такой вариант.

Развилка у озера

Тропа идет через лес. Снега много, причем слой достаточно глубокий. Только благодаря спресовке в наст, мы не проваливались по колено. Судя по следам, здесь ходило довольно много людей. Желания штурмовать целину не возникало, тропа уверенно вела в район Спирад.

Тарпан-Баирская тропа

Нашли даже примятый снег от палатки рядом со стоянкой у источника в Карадагском лесу.

Стоянка

Зимний лес в снегу — атмосферное место. Удивительная тишина.

Зачарованый лес

Примерно через 45 минут от озер, лес поредел, у деревьев появился простор отбрасывать на снег причудливые тени.

Снежные тени

Слева показался сам Тарпан-Баирский хребет, по имени которого названа тропа. Было бы больше светового времени и посуше ноги, можно было бы по нему вернуться к Скельской пещере.

Тарпан-Баирский хребет

Вдали — кромка плато, до Спирад осталось еще немного. Скоро мы увидим море!

Дорога на Спирады

Кстати о море. Морские волны знакомы, волны песчаных дюн видели. А тут замершее снежное море. Очень красиво!

Снежные волны

Обернулись назад оценить пройденный путь. Еще не время возвращаться назад, а закат через полтора часа.

Пройденный путь: Римская дорога

Финальный подъем на гору Спирады. Удивительно, прошла всего неделя с нашего прошлого посещения Спирад, и как быстро стаял снег на южной кромке Ай-Петринского плато!

Подъем на Спирады

Биюк-Исар, в переводе Большая крепость, скала-отторженец, которая в прадавние времена откололась от Ай-петринского массива и сползла к морю.

Вид на Биюк-Исар

И вот наконец-то вершина горы Спирады, чуть более 1 км, с прекрасным видом на ЮБК! Долгая дорога римского легионера, оно того стоило!

Прошла всего 1 неделя. И как преобразились горы. Ветер, хоть и был, но не сравним с недельной давности, сбивающий с ног.

На Спирадах со снегом и без

Бедене-Кыр с шарами еще по-прежнему снежен, оно и понятно, с северной стороны и мы поднимались порой по колено в снегу.

Дальше римляне шли к Ат-Баш и спускались на ЮБК через перевал. Мы же пошли назад.

Ат-Баш и Беш-текне

Вариантов вернуться другим путем к Скельской пещере масса, в зависимости от времени, которым вы располагаете: через Капуркайскую тропу (+2 часа), через хребет Тарпан-Баир (+1 час).
Но мы рассчитывали на хорошо протоптанную тропу Римской дороги, для спуска в сумерках, поэтому спокойно вернулись тем же путем.

Льдистые ветви
Узнать, как подняться на Спирады с Южного берега Крыма по тропе Биюк-Исар можно здесь. Как спускаться в Оползневое по тропе Керезла смотрите здесь, о перевале Ат-Баш здесь,
 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх